Помните слова из песни кота Базилио и лисы Алисы из замечательного советского фильма «Приключения Буратино»:

Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврёшь —
И делай с ним, что хошь!

Сотрудники Билайна похоже в детстве тоже смотрели этот замечательный фильм, и так прониклись этими идеями, что генеральный директор (уже бывший) скрывается от российского правосудия в Лондоне, но дух его в компании живет. Уже после отбытия на туманный Альбион часть клиентов компании, как и я, могут увидеть много «новых» способов относительно честного отбора денег, как говорил один комбинатор. Например, можно тихо-тихо начать взимать плату за услугу, которая многие годы была бесплатной. А почему тихо-тихо спросите вы? Лучше об этом не говорить клиентам — можно больше заработать. Вот сами посмотрите, абонентов у Билайна около 58 млн в России на конец 2014, согласно их последнему отчету на сайте. Если в месяц с каждого абонента 30 рублей взять, то 1 , 74 млрд можно получить дополнительного дохода (за месяц). Понятно, что не на всех тарифах и не всем клиентам удастся эту услугу навязать (корпоративный тариф или у абонента нет средств на счете), доход будет поменьше в итоге. Но порядок цифр и подход думаю понятен.

Почему это беспокоит

Есть у меня телефон, подключен к Билайн. Тариф без абонентской платы, предоплатный. Вроде бы всё просто: говорю — плачу, не говорю — не плачу. Закидываю туда деньги, когда заканчиваются — приходит смс и пополняю. И тут пару дней назад приходит смс, что деньги кончились. Странно, думаю я, помню что последние пару недель не пользовался активно телефоном. Как они могли закончиться? На выходных посмотрю, если не забуду. Дорогой Билайн, не забыл! Что увидел публикую.

Расследование

В субботу утром иду в личный кабинет на сайте, смотрю выписку. Оказывается с 14 октября каждый день списывается по рублю. «Ну подумаешь рубль», — скажете вы, «Экий ты жадина, мелочный». Извольте, как утверждал Раскольников в одном старом анекдоте, на вопрос зачем убил старушку он отвечал: «Одна старушка рубль, а сто старушек уже 100 рублей». Теперь вспомните сколько абонентов у Билайна? 58 млн.

beeline0

Заметит клиент — отключит услугу. Если прочитает выписку по счету и заметит там среди всех списаний это.

Какая интересная услуга подумал я. Надо посмотреть зачем она, откуда взялась. Не помню чтобы я подключал платные услуги. Идём в раздел услуг и смотрим:

beeline1Это скриншот из списка услуг к данному номеру с сайта в личном кабинете. Есть за деньги, а есть бесплатно. Ничего не понимаете? Я тоже. Видимо, если запутать клиента, то он сдаться и закроет сайт. Но я нет. Нажимаю рычажок, услуга платная отключена. Но интересно почитать подробнее про услугу и почему их две. Нажмем подробнее и почитаем про услугу, нас перекинуло на страницу:

beeline2Хм… бесплатно. Или всё же нет? Обратите внимание на правый верхний угол, что мы смотрим на услугу «зайдя на сайт», то есть идентифицированы как клиент. Номер телефона немного затёрт после снятия скриншота (персональные данные). А давайте выйдем из личного кабинете и посмотрим как видит новый клиент эту услугу:

beeline3Ну правильно я считаю. Потенциальный клиент сразу должен знать сколько будет платить первый месяц. А старому зачем. Пусть думает что бесплатно, раз выписки не читает. Он и эту этот текст вряд ли осилит прочитать в блоге.

Пока мы с вами смотрели картинки, делали скриншоты, а я писал этот текст — сайт закрылся на технические работы (суббота же, пора обновлять дизайн). И работал нестабильно. Вернулся через пару часов, сайт порадовал новым дизайном в разделе услуг:

beeline4Как видите, стало красивее. И ещё меньше понятно, что услуга на самом деле платная. Убрали информацию о том, что есть абонентская плата. Подключи и узнаешь, дорогой клиент.

А вы думали что?  Дизайн это не только красиво, но и прибыльно!

 

Эпилог

Услугу отключил. Надеюсь эти 45 рублей, которое Билайн в результате «относительно честного отбора» денег у меня взял, направит на улучшение качества связи. Ведь оно в Москве стало не очень, раньше мой телефон ловил лучше и связь не пропадала 10 раз на дню. Так как это у меня 45 рублей, а в масштабах нашей большой страны… ну вы помните — 58 млн абонентов.

Будьте бдительны.

Творческая часть

Пока писал текст, в голове крутилась песня кота Базилио и лисы Алисы. Скоро Новый год, предлагаю вариант номера на новогодний капустник в офисе Билайна. Группа сотрудников в мишуре и дождике, с красными шапками на головах, с бокалами шампанского и с праздничным настроением перед коллегами поют песню на мотив из фильма «Приключения Буратино»:

Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
И на клиента не нужен нож,
Подключишь услугу и наврёшь —
И бери, сколько хошь!

Все весело смеются и аплодируют. Ждут премию. Из моих 45 рублей, наверное.